Вы можете представить ребенка, начисто лишенного фантазии? С первых месяцев жизни дети учатся управлять образами. Воображение помогает малышу социализироваться, избегать психологических травм, понимать эмоции других людей, творить и быть счастливым – а этого желает любой родитель.
Как сделать так, чтобы с возрастом детская фантазия не померкла, а желание создавать и узнавать новое не пропало? Разбираемся на примере «от противного»: чего не надо делать, если вы хотите воспитать одаренного ребенка.
Держать в четырех стенах
Не бойтесь отпускать детей на улицу, не запрещайте им играть с приятелями в догонялки и футбол, иначе через несколько лет сами будете жаловаться: «Опять весь день у компьютера просидел!». Мы не спорим, что и дома ребенок может провести время с пользой, но времяпрепровождение из разряда «телевизор – домашняя работа – общение с одними и теми же людьми», повторяющееся изо дня в день, вбивает в его голову мысль: «Ты вырастешь и займешь место в ряду скучных взрослых с их взрослыми проблемами». Уличные игры с приятелями: это новые люди и знания, ошибки и достижения, – то, что мы называем личным опытом.
Навязывать свое видение
Каждый ребенок рождается с творческими задатками, но постоянные указания со стороны взрослых, как надо («Где ты видела кошку с синими лапами?», «Почему у твоих человечков ноги растут из ушей?») могут задушить их в зародыше. Не навязывайте ребенку свое видение мира и навсегда вычеркните из родительского лексикона фразы «Не так надо, а вот так!», «Мама лучше знает», а также «Дай сюда, сама все сделаю». Позвольте чаду самостоятельно построить представление об окружающей действительности.
В одном из рассказов Сэлинджера у героя спрашивают, что бы он изменил в современной системе образования. «Я бы, наверно, помог им избавиться от всего, что внушили им родители и все вокруг». Не надо говорить ребенку, что слон большой , – рассуждает он, – ведь слон большой только в сравнении с человеком или собакой. И не надо говорить, что трава зеленая, ведь «зеленый» – это просто слово.
Контролировать каждый шаг
Вы думаете, что действуете на благо ребенка, когда следите за каждым его шагом: постоянные расспросы, звонки воспитателям и учителям, веб-камера в детской, строго расписанная по часам неделя. Но когда у детей не остается ни единой возможности проявить инициативу, осуществить спонтанные желания или «попинать балду», как это видят взрослые, они быстро теряют интерес к изучению нового. Ребенок все делает из-под палки и отучается принимать решения самостоятельно.
Сомневаться в способностях
Вспомните детство: обсуждала ли мама ваши способности в негативном ключе с другими взрослыми? «А мой-то тут 2 за диктант получил: написал „писчат“ вместо „пищат“, ну не бестолочь ли?», – такое мы лично слышали от одной мамочки в присутствии ее ребенка. Интересно, как это отразится на его самооценке в будущем.
Не говорите детям «Ты этого не сможешь, потому что…», – дайте ему попробовать, без комментариев («тогда тебе придется постараться», «только не плачь, если не получится», «хорошо, только начни с…») и если он потерпит неудачу, это будет его личный опыт, а не осознание, что родители в него не верят.
Покупать «навороченные» игрушки
Для детей игрушки– это способ познания реальности. Детская фантазия может создать целый мир из примитивных игрушек, главное, чтобы они были ярких цветов. Не спорим, порой очень хочется всучить ребятенку говорящего фёрби или планшет с каким-нибудь котом-повторюшкой и ненадолго отдохнуть от родительских обязанностей.
Но, как показывают исследования, говорящие игрушки притормаживают речевое развитие детей на 2-3 года (общаясь с ними, ребенок ощущает себя в роли зрителя, а не творца своей реальности). А слишком раннее приучение к виртуальному миру способствует развитию клипового мышления . Мозг отвыкает воспринимать информацию линейно, в текстовом виде. Так что вместо робособаки или планшета купите детям конструктор, куклу или плюшевого зверя.
Задабривать подарками
Даже если у вас было тяжелое детство и вы поклялись, что обеспечите своих детей всем, о чем сами мечтали в их возрасте, не надо губить врожденное любопытство, пресыщать его, покупая все, на что ни укажет ваш сын или дочь.
Сравнивать с другими детьми
Каждый ребенок индивидуален – казалось бы, это прописная истина. Но в соревновательном ажиотаже («А наш уже держит головку! Научился читать в 2 года! Играет Шуберта в 8!») некоторые родители начинают сравнивать ребенка с неким идеалом, а это сильно подтачивает психику. В особенности обидно, когда в качестве «идеала» выступает сын маминой подруги или противный одноклассник: «Почему ты получил 3, а Мишенька 5? Ты что, глупее Миши?», «А вот Лида поет и играет на фортепиано – не то что ты. Бери с нее пример».
Игнорировать успехи
Мы очень сочувствуем детям, чьи родители воспринимают хорошие оценки как что-то само собой разумеющееся, а на неудачах заостряют внимание. Частая ситуация: мама и папа сильны в математике, а ребенок хватает по ней тройки (хотя отлично успевает по русскому языку) и постоянно слышит в свой адрес «позор семьи!» или что-нибудь столь же деструктивное для самооценки, пока успехи в гуманитарных науках остаются незамеченными. Не надо так.
Поощрять успехи материально
Нет, этот пункт не противоречит предыдущему. Отмечать успехи ребенка и вырабатывать у него рефлекс «сделал – получил» – разные вещи. Истинный творец получает удовольствие от процесса создания, а не от награды. Ожидание материального поощрения за совершенное действие (сюда включаются также оценки и «звездочки») отбивает желание узнавать что-то сверх планки.
Загонять в рамки дуализма
Если вы воспитываете ребенка по принципу «Есть два пути: правильный и неправильный», вам пора что-то менять в своей стратегии, иначе вы рискуете вырастить робота, действующего по алгоритму. Мир не делится на черное и белое, он многоцветный. Дуальный подход к воспитанию не только убивает воображение: ребенок теряет чуткость, доброжелательность и снисходительность, начинает делить всех на «своих» и «чужих».
Попробуйте поиграть с ребенком в игру: договоритесь, что вы оба целый день не будете произносить слова «черное» и «белое», «да» и «нет», а кто все-таки нарушит правила – заплатит штраф. Этот день будет полон смеха и ярких эмоций.
https://uznayvse.ru/voprosyi/10-shagov-k-ubiystvu-voobrazheniya-vashego-rebenka.html
Как сделать так, чтобы с возрастом детская фантазия не померкла, а желание создавать и узнавать новое не пропало? Разбираемся на примере «от противного»: чего не надо делать, если вы хотите воспитать одаренного ребенка.
Держать в четырех стенах
Не бойтесь отпускать детей на улицу, не запрещайте им играть с приятелями в догонялки и футбол, иначе через несколько лет сами будете жаловаться: «Опять весь день у компьютера просидел!». Мы не спорим, что и дома ребенок может провести время с пользой, но времяпрепровождение из разряда «телевизор – домашняя работа – общение с одними и теми же людьми», повторяющееся изо дня в день, вбивает в его голову мысль: «Ты вырастешь и займешь место в ряду скучных взрослых с их взрослыми проблемами». Уличные игры с приятелями: это новые люди и знания, ошибки и достижения, – то, что мы называем личным опытом.
Навязывать свое видение
Каждый ребенок рождается с творческими задатками, но постоянные указания со стороны взрослых, как надо («Где ты видела кошку с синими лапами?», «Почему у твоих человечков ноги растут из ушей?») могут задушить их в зародыше. Не навязывайте ребенку свое видение мира и навсегда вычеркните из родительского лексикона фразы «Не так надо, а вот так!», «Мама лучше знает», а также «Дай сюда, сама все сделаю». Позвольте чаду самостоятельно построить представление об окружающей действительности.
В одном из рассказов Сэлинджера у героя спрашивают, что бы он изменил в современной системе образования. «Я бы, наверно, помог им избавиться от всего, что внушили им родители и все вокруг». Не надо говорить ребенку, что слон большой , – рассуждает он, – ведь слон большой только в сравнении с человеком или собакой. И не надо говорить, что трава зеленая, ведь «зеленый» – это просто слово.
Контролировать каждый шаг
Вы думаете, что действуете на благо ребенка, когда следите за каждым его шагом: постоянные расспросы, звонки воспитателям и учителям, веб-камера в детской, строго расписанная по часам неделя. Но когда у детей не остается ни единой возможности проявить инициативу, осуществить спонтанные желания или «попинать балду», как это видят взрослые, они быстро теряют интерес к изучению нового. Ребенок все делает из-под палки и отучается принимать решения самостоятельно.
Сомневаться в способностях
Вспомните детство: обсуждала ли мама ваши способности в негативном ключе с другими взрослыми? «А мой-то тут 2 за диктант получил: написал „писчат“ вместо „пищат“, ну не бестолочь ли?», – такое мы лично слышали от одной мамочки в присутствии ее ребенка. Интересно, как это отразится на его самооценке в будущем.
Не говорите детям «Ты этого не сможешь, потому что…», – дайте ему попробовать, без комментариев («тогда тебе придется постараться», «только не плачь, если не получится», «хорошо, только начни с…») и если он потерпит неудачу, это будет его личный опыт, а не осознание, что родители в него не верят.
Покупать «навороченные» игрушки
Для детей игрушки– это способ познания реальности. Детская фантазия может создать целый мир из примитивных игрушек, главное, чтобы они были ярких цветов. Не спорим, порой очень хочется всучить ребятенку говорящего фёрби или планшет с каким-нибудь котом-повторюшкой и ненадолго отдохнуть от родительских обязанностей.
Но, как показывают исследования, говорящие игрушки притормаживают речевое развитие детей на 2-3 года (общаясь с ними, ребенок ощущает себя в роли зрителя, а не творца своей реальности). А слишком раннее приучение к виртуальному миру способствует развитию клипового мышления . Мозг отвыкает воспринимать информацию линейно, в текстовом виде. Так что вместо робособаки или планшета купите детям конструктор, куклу или плюшевого зверя.
Задабривать подарками
Даже если у вас было тяжелое детство и вы поклялись, что обеспечите своих детей всем, о чем сами мечтали в их возрасте, не надо губить врожденное любопытство, пресыщать его, покупая все, на что ни укажет ваш сын или дочь.
Сравнивать с другими детьми
Каждый ребенок индивидуален – казалось бы, это прописная истина. Но в соревновательном ажиотаже («А наш уже держит головку! Научился читать в 2 года! Играет Шуберта в 8!») некоторые родители начинают сравнивать ребенка с неким идеалом, а это сильно подтачивает психику. В особенности обидно, когда в качестве «идеала» выступает сын маминой подруги или противный одноклассник: «Почему ты получил 3, а Мишенька 5? Ты что, глупее Миши?», «А вот Лида поет и играет на фортепиано – не то что ты. Бери с нее пример».
Игнорировать успехи
Мы очень сочувствуем детям, чьи родители воспринимают хорошие оценки как что-то само собой разумеющееся, а на неудачах заостряют внимание. Частая ситуация: мама и папа сильны в математике, а ребенок хватает по ней тройки (хотя отлично успевает по русскому языку) и постоянно слышит в свой адрес «позор семьи!» или что-нибудь столь же деструктивное для самооценки, пока успехи в гуманитарных науках остаются незамеченными. Не надо так.
Поощрять успехи материально
Нет, этот пункт не противоречит предыдущему. Отмечать успехи ребенка и вырабатывать у него рефлекс «сделал – получил» – разные вещи. Истинный творец получает удовольствие от процесса создания, а не от награды. Ожидание материального поощрения за совершенное действие (сюда включаются также оценки и «звездочки») отбивает желание узнавать что-то сверх планки.
Загонять в рамки дуализма
Если вы воспитываете ребенка по принципу «Есть два пути: правильный и неправильный», вам пора что-то менять в своей стратегии, иначе вы рискуете вырастить робота, действующего по алгоритму. Мир не делится на черное и белое, он многоцветный. Дуальный подход к воспитанию не только убивает воображение: ребенок теряет чуткость, доброжелательность и снисходительность, начинает делить всех на «своих» и «чужих».
Попробуйте поиграть с ребенком в игру: договоритесь, что вы оба целый день не будете произносить слова «черное» и «белое», «да» и «нет», а кто все-таки нарушит правила – заплатит штраф. Этот день будет полон смеха и ярких эмоций.
https://uznayvse.ru/voprosyi/10-shagov-k-ubiystvu-voobrazheniya-vashego-rebenka.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий