Искусство и живопись в частности — развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие. Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию?
«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве». Франсуаза Барб-ГалльЛучше. Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором. Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной.
В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С ИСКУССТВОМ?
Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет. Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования. Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета. Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра.
К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.
Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».
В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов. Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.
В КАКОЙ ФОРМЕ ЗНАКОМИТЬ РЕБЕНКА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ?
Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:
*Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
*Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
*Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.
КОГДА ПОЙТИ В МУЗЕЙ?
Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …». И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом. Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции. И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов.
Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии. Поделюсь своим опытом. Наше первое посещение музея состоялось, когда Игнату было около двух лет. Ровно на 15 минут ребенку хватило внимания рассматривать картины и находить по моему заданию предметы, животных. Потом сыну стало интересно лечь посреди зала и смотреть на картины именно из этого положения. Мне ничего не оставалось, как стоять рядом и не мешать человеку наслаждаться прекрасным.
В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.
После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.
С КАКИХ СТИЛЕЙ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО РЕБЕНКА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ?
Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.
Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.
Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.
Карл Павлович Брюллов "Девушка, собирающая виноград"
Грез Жан Батист «Избалованное дитя»
Леонардо да Винчи "Мона Лиза"
Картина «Водяные лилии», Клод Моне
Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.
Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.
Воскресный день на острове Дж. Сера
Эдвард Мунк "Крик"
Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.
Иван Шишкин и Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» (реализм с элементами анимализма)
Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.
Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье 1909 год»
Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.
Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.
"Букет цветов в сером кувшине"
Сальвадор Дали «Постоянство памяти»
Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.
Сальвадор Дали «Слоны»
Михаил ВрубельЦаревна-Лебедь. 1900
Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.
Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр
Модерн (Густав Климт, Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.
Портрет работы Боровиковского
НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСИ
Масляная живопись - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок. Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.
Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцем (Лита). Эрмитаж.
Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.
Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).
Альбрехт Дюрер «Носорог» (1515 г.)
Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.
Анри Матисс
О.Кипренский "Калмычка Баяуста"
Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила/
Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.
А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, пастель, дублированный на холст (1810 – 1820 гг.).
Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. У Чжэнь (1280–1354)
Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.
«Добродетели и закон» Фрески Станца делла Сеньятура
Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.
Звездная ночь (А. Нагайцева, граттаж)
Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.
Пopтpeт Сиджиэмондо Малатесты. П. дела Франческа.
Карнация. Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.
«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета
Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.
Сграффито на греческом доме острова Хиос
Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий. Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.
Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».
Терри Дюваль Акварель
Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.
Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.
Источник: https://razvivashka.online/blog/privivaem-lyubov-k-iskusstvu
Комментариев нет:
Отправить комментарий