Роль искусства в воспитании
«Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу»
— П.И. Чайковский
Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики, стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой. Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку как к личности. Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.
По мере взросления ребенок все больше проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.
Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.
Положительное влияние искусства на развитие детей
В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие. Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.
Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания, как элемент культуры, оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.
А именно:
*Происходит формирование личности
*Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
*Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
*Помогает ребенку учиться мыслить творчески
*Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
*В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
*Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
*Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
*Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
*Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем
Как сделать искусство частью жизни ребенка?
*Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
*Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
*Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
*Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
*Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
*Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
*Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
*Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
*Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
*Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
*Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.
Заключение
Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.
Гармоничного развития Вам и Вашим детям!
Автор: Алла Нагинайло, психолог
Комментариев нет:
Отправить комментарий